Невский проспект

За мостом на правую сторону Невского проспекта и набережную Мойки обращены фасады трехэтажного здания, которое отличается необычайной пышностью, торжественностью, декоративностью. Глядя на него, вы, возможно, невольно вспомните архитектурный облик Зимнего дворца. Это Строгановский дворец. Барон С. Г. Строганов заказал проект дворца Ф. -Б. Растрелли; дворец возводился в 1753— 1755 гидах. Это самая старая постройка на Невском из тех, что сохранились до наших дней. На фронтонах дворца изображен герб Строгановых: щит, который держат два соболя, символизирующие сибирские земли, — Строгановы участвовали в присоединении Сибири к России.

Это был один из богатейших родов в России. Строгановы владели солеварнями на Урале, железоделательными и медеплавильными заводами, обширными землями в Сибири, десятками тысяч крепостных. Балы, маскарады, концерты итальянской оперы, различные театральные представления, которые устраивали у себя Строгановы, посещала петербургская знать, придворные, иностранные дипломаты.

Строгановы многое сделали для развития культуры и образования в России. А. С. Строганов принимал деятельное участие в создании Публичной библиотеки, занимал должность президента Академии художеств. Он подписал «вольную» своему крепостному А. Н. Воронихину — будущему выдающемуся архитектору, Звуки речи автору Казанского собора. Воронихин построил для Строгановых новый трехэтажный корпус во дворе, перестроил интерьеры парадных залов. По его проекту во дворце была построена галерея для огромной коллекции живописи, которую собрал А. С. Строганов.

На литературных вечерах во дворце Строгановых читал свои произведения Г. Р. Державин; А. С. Строганову поэт посвятил стихотворение «Любителю художеств» , а композитор Д. С. Бортнянский создал на этот текст кантату. Впервые она исполнялась в стенах Строгановского дворца.

Здесь читали свои произведения Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич. У Строгановых можно было встретить известных художников, скульпторов, архитекторов.

За Строгановским дворцом по левому берегу Мойки в середине XVIII века создавались типичные для того времени усадьбы: в глубине парадного двора за оградой с въездными воротами располагался главный корпус с флигелями по сторонам. Образцы таких усадеб — дома №48 и 50 по набережной Мойки. Первый из них — бывший дворец гетмана Украины, президента Петербургской Академии наук К. Г. Разумовского — возведен в 1762—1766 годах архитекторами А. ф. Кокориновым и Ж. -Б. Валлен-Деламотом. Следующий — бывший дворец Штегельмана, сооруженный Ф. Б. Растрелли, позднее перестроенный.

В конце XVIII века оба здания передали Воспитательному дому, а затем Николаевскому сиротскому институту. Еще один корпус бывшего Воспитательного дома с шести колонным портиком (дом № 52) был перестроен архитектором П. С. Павловым в 1839—1843 годах. Перед ним в 1868 году установлен бронзовый бюст И. И. Бецкого — основателя Воспитательного дома и ряда других учебно-воспитательных учреждений в России. Автор бюста Бецкого — скульптор Н. А. Лаверецкий. Завершает ансамбль здание бывшего училища глухонемых, главный фасад которого обращен на Гороховую улицу (дом № 18) . Оно перестроено в 1844—1847 годах архитектором П. С. Павловым. Все эти здания ныне занимает Петербургский педагогический университет (в недавнем прошлом Педагогический институт имени А. И. Герцена, учрежденный в 1918 году) . В сквере напротив главного входа в университет в 1961 году установлен памятник основоположнику русской педагогической науки К. Д. Ушинскому работы скульптора В. В. Лишева. В институте работали крупнейшие ученые с мировым именем — востоковед С. Ф. Ольденбург, ботаники В. Л. Комаров и Н. А. Максимов, минералог А. Е. Ферсман, химик С. В. Лебедев, океанограф и картограф Ю. М. Шокальский, историк Е. В. Тарле и В. В. Струве, литературовед В. А. Десницкий.

На правом берегу Мойки, в доме № 61, размещается Contrast Apocalypse Now Петербургский университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича, готовящий специалистов по радио- и электросвязи и радиоэлектронике. В организации института, созданного в 1930 году, принимали участие выдающиеся ученые — М. А. Бонч-Бруевич, А. Л. Минц, В. В. Татаринов и другие.

Этот большой дом, построенный в 1850-х годах архитекторами Р. А. Желязевичем и Н. П. Гребенкой, хорошо знали и петербуржцы прошлого века. В его зале, получившем по фамилии владельца название зала Руадзе (позднее — зал Кононова) , Литературный фонд устраивал вечера в пользу нуждавшихся литераторов. Здесь выступали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, играл А. Г. Рубинштейн. Вечера пользовались большой популярностью. Ныне это актовый зал института.

Напротив Строгановского дворца, на противоположной стороне Невского, — здание, центральную часть которого, акцентированную четырех колонным портиком, завершает невысокий купол. Оно построено в 1830-х годах по проекту архитектора П, Жако для Голландской церкви. В прошлом веке в доме при голландской церкви Общество поощрения художников устраивало художественные выставки; они вызывали неизменный интерес петербуржцев. Одно время здесь размещалась редакция журнала «Отечественные записки» .

За зданием Голландской церкви, влево от Невского, — Большая Конюшенная улица, а на правой стороне Невского, напротив нее, — петербургский Дом моделей. С интересом рассматривают прохожие новые модели одежды, представленные в огромных окнах-витринах. Здание построено в начале XX века.

На Большой Конюшенной в доме № 27 размещаются Театр эстрады и Петербургское бюро путешествий. Далее — огромное здание со стеклянными витринами, сооруженное в 1908—1909 годах по проекту архитектора Э. Ф. Вирриха. Это один из крупнейших универмагов города — Дом ленинградской торговли.

На противоположной стороне — небольшое здание Финской церкви святой Марии. Она построена в 1803—1805 годах по проекту Г. X. Паульсена, полвека спустя перестраивалась архитектором К. К. Андерсеном, фасад переделал Л. Н. Бенуа. Ныне в ней размещается Дом природы.

Заканчивается Большая Конюшенная улица у Конюшенной площади, с которой вы познакомились вчера.

С Большой Конюшенной по Шведскому переулку можно пройти на параллельную ей Малую Конюшенную улицу. Здесь вы можете увидеть здание Шведской церкви святой Екатерины. Она построена в 1780 году, позднее перестроена по проекту К. К. Андерсена.

По Малой Конюшенной вы снова выходите на Невский проспект, и перед вами открывается вид на величественное здание с широко распахнутой в сторону Невского колоннадой. Это Казанский собор. Замечательный памятник русской архитектуры, собор сооружен в 1801—1811 годах по проекту А. Н. Воронихина. В нем хранилась старинная икона Казанской Божьей Матери, принадлежавшая семье Романовых. Когда Петр 1 основал Петербург, эта икона была перенесена из Москвы в новопостроенный город. Для нее и строился Казанский собор. В 1932 году, когда Казанский собор был превращен в Музей истории религии и атеизма, икону Казанской Божьей Матери перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Там она находится и сейчас.

После того как в Казанском соборе в 1813 году был похоронен М. И. Кутузов, главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном, это здание стало восприниматься как пантеон русской военной славы. В Казанском соборе хранились трофейные знамена и ключи от городов, взятых русскими войсками. В 1837 году на Невском проспекте перед Казанским собором установили памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. И. Орловского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *